Выбрать другой город:
г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 240/1, 2 под., 4 этаж
ПН-ПТ с 10:00 до 19:00 СБ-ВС по записи
8 (800) 511-38-05
Вопрос юристу
Выбрать другой город:
г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 240/1, 2 под., 4 этаж
ПН-ПТ с 10:00 до 19:00 СБ-ВС по записи
8 (800) 511-38-05

Регистрация ККМ

27.05.2011

С 28 июня при наличных расчетах с организациями, также как и при расчетах с физическими лицами, нужно применять кассовый аппарат.

Изменения в правилах наличных расчетов с организациями предусмотрены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ). Пункт 1 статьи 2 этого закона гласит, что контрольно-кассовая техника (ККМ) применяется при осуществлении «наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

В этой формулировке нет ключевого слова «населению», которое было в старом законе. Первоначально многие подумали, что это ошибка законодателей. Однако это не так: никаких поправок принимать не планируется. Таким образом, с 28 июня — даты вступления в силу Закона № 54-ФЗ — ККМ нужно применять не только при расчетах с физическими лицами, но и с юридическими.

Исключение сделано для тех, кто оказывает услуги населению. Им по-прежнему можно вместо ККМ использовать бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). До введения в действие новых бланков можно применять сегодняшние — утвержденные Минфином России.

Другое исключение — организации и предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Наконец, третье и последнее исключение — организации и предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях. Перечень таких местностей на территории каждого региона устанавливают региональные власти (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Всем остальным, повторимся, при наличных расчетах за реализованные кому бы то ни было товары, работы и услуги нужно использовать ККМ. Соответственно многим организациям, которые никогда прежде не работали с кассовыми аппаратами, предстоит внимательно изучить Закон № 54-ФЗ и другие документы по этому вопросу (см. врезку «Какие документы регулируют работу с ККМ»).

Мы не будем здесь пересказывать содержание этих документов. Остановимся лишь на тех вопросах, ответов на которые в них нет, но которые обязательно появятся у вас на практике.

Нужен ли приходный кассовый ордер?

До сих пор при получении наличных денег за товар, работу или услугу от организации выписывался приходный кассовый ордер (ПКО). Нужно ли это делать теперь? Необязательно. Теперь организация должна выдавать покупателям кассовые чеки.

Впрочем, это не значит, что организация не вправе выдать покупателю в дополнение к чеку квитанцию к ПКО. Она может это сделать при необходимости. Благодаря этому у продавца останется документ с информацией о том, от кого и за что была получена та или иная сумма, а у покупателя — кому и за что она была уплачена. Без этой информации не обойтись при ведении аналитического учета.

Правда, здесь могут возникнуть сложности с записями в кассовой книге, в которой учитываются все поступления наличных денег. Ведь если организация выпишет ПКО, она должна сделать запись в кассовой книге сразу же после получения денег по нему. Этого требует пункт 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40.

В то же время в кассовой книге нужно отражать суммы, полученные по ПКО от кассиров-операционистов, проведенные через кассовые аппараты. Очевидно, что эти суммы будут включать в себя те, по которым уже выписаны ПКО покупателям.

Избежать двойного счета можно так:
1) отдельно записывать в кассовую книгу каждую сумму, полученную по ПКО от покупателей;
2) сумму, полученную по ПКО от кассиров, указывать в кассовой книге за вычетом уже отраженных в ней платежей от покупателей. У тех, кто работает только с организациями и предпринимателями, эта величина будет нулевой. Тем же, кто получает наличные деньги как от организаций и предпринимателей, так и от «простых» физических лиц, рекомендуем вести расчеты с теми и другими по разным секциям кассового аппарата (или вообще через разные аппараты). Это позволит вычленить сумму, полученную от юридических лиц, и контролировать её соответствие данным ПКО, выписанным покупателям.

Кассовый чек или счет-фактура?

Продавец, являющийся плательщиком НДС, должен выставить покупателю счет-фактуру. Этот документ необходим покупателю, чтобы принять уплаченный поставщику налог к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Глава 21 НК РФ предусматривает специальную норму для случая, когда продавец выдает покупателю вместо счета-фактуры кассовый чек. В пункте 7 статьи 168 сказано, что при реализации товаров за наличный расчет организациями розничной торговли и общественного питания, а также другими предприятиями, выполняющими работы или оказывающими услуги непосредственно населению, требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Но, как видно из приведенного текста, эта норма действует только при расчетах с населением. По сделкам же с организациями она не применяется. Поэтому организации, реализующие товары, работы или услуги другим организациям за наличный расчет, наряду с кассовым чеком (с выделенной отдельной строкой суммой НДС) должны выдать и счет-фактуру.

То же самое касается и расчетов с предпринимателями: им тоже нужно выставлять счета-фактуры, так как продажа им товаров для предпринимательских целей к розничной торговле не относится.

Как и в случае с приходным кассовым ордером и кассовой книгой, здесь возникнет вопрос о двойном отражении одних и тех же сумм в книге продаж. Ведь в ней регистрируются как счета-фактуры, так и ленты контрольно-кассовых машин. Об этом гласит пункт 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

В данной ситуации можно порекомендовать поступать так:

1.            все выставленные счета-фактуры регистрировать в книге продаж;

2.            общий итог выручки по кассовым лентам уменьшить на сумму по выставленным счетам-фактурам. Тем, кто получает наличные деньги как от организаций и предпринимателей, так и от «простых» физических лиц опять же рекомендуем вести расчеты по разным секциям кассового аппарата или через разные аппараты.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Какие документы регулируют работу с ККМ

С 28 июня главным документом, регулирующим работу с кассовыми аппаратами, является Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Также продолжают действовать в части, не противоречащей новому закону, подзаконные акты, принятые ранее. К ним, в частности, относятся:

·               положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745;

·               типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, приведенные в письме Минфина России от 30.08.93 № 104;

·               унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132;

·               методические указания по заполнению и применению форм бланков строгой отчетности при выполнении бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности, разработанные АО «Росбытсоюз». Они направлены налоговым органам письмом Госналогслужбы России от 31.03.98 № ВК-6-16/210;

·               письма Минфина России, утверждающие формы бланков строгой отчетности.

Все эти документы изначально были посвящены расчетам с физическими лицами. Теперь они распространяются и на наличные расчеты с организациями.

Действует ли лимит расчетов наличными?

Как известно, Банк России своим указанием от 14.11.2001 № 1050-У установил предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Он составляет 60 000 руб. по одному договору. По словам законодателей, новые правила наличных расчетов между организациями введены в том числе и для борьбы с неучтенной наличностью. Поэтому иногда приходится слышать вопрос: по-прежнему ли действует «правило 60 000 руб.»? По-прежнему. Как и раньше, одна организация не может заплатить другой наличными сумму, превышающую установленный предел. Даже если ей дадут кассовый чек.

Контроль за применением ККМ

В заключение несколько слов об ответственности за нарушение Закона № 54-ФЗ.

Согласно статье 7 этого документа налоговые органы обязаны контролировать применение контрольно-кассовой техники, в частности:

·               проверять соблюдение закона;

·               контролировать полноту учета выручки;

·               проводить проверки выдачи кассовых чеков;

·               налагать штрафы на организации и предпринимателей, нарушающих требования закона.

Штрафы налагаются в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии с ним налоговые органы вправе самостоятельно наложить штраф в двух случаях. Первый — продажа товаров, выполнение работ и оказание услуг без применения кассового аппарата (статьи 14.5 и 23.5). Второй — нарушение порядка работы с денежной наличностью, в том числе неоприходование выручки (статьи 15.1 и 23.5).

Санкции за нарушения, связанные с применением ККМ, и органы, уполномоченные рассматривать дела о таких нарушениях, приведены в таблице.

Регистрация ККМ в ИФНС

В сжатые сроки, с помощью нас, Вы можете:

·               зарегистрировать ККТ в ИФНС

·               снять с учета ККТ

·               внести изменения в регистрационную карточку

·               зарегистрировать новый журнал кассира-операциониста

·               оформить ремонт ККТ в ИФНС, а также замену ЭКЛЗ (по акту формы КМ-2).

Перечень документов необходимых для проведения процедуры регистрации контрольно-кассовой техники (ККМ) в ИФНС:

·               свидетельство о государственной регистрации налогоплательщика [ОГРН] (оригинал и ксерокопия);

·               свидетельство о постановке на налоговый учет [ИНН] (оригинал и ксерокопия);

·               бухгалтерская и налоговая отчетность за последний отчетный период (ксерокопия с отметкой инспектора или, в случае, если отчетность представлялась по почте, — оригинал, подписанный руководителем, главным бухгалтером и ксерокопия почтовой квитанции);

·               договор аренды или свидетельство о собственности помещения по месту регистрации ККМ (оригинал и ксерокопия);

·               договор с центром технического обслуживания ККМ (оригинал и ксерокопия);

·               заявление на регистрацию ККМ (в некоторых ИФНС необходимо — 2 экземпляра в печатном виде);

·               карточка регистрации ККМ (в некоторых ИФНС не требуется).

Ассортиментный перечень продукции, реализуемой организацией:

·               технический паспорт ККМ (формуляр ККМ);

·               технический паспорт ЭКЛЗ (формуляр ЭКЛЗ);

·               паспорт эталонной версии ККМ (оригинал и ксерокопия);

·               дополнительный лист паспорта версии (оригинал и ксерокопия);

·               журнал кассира-операциониста [форма КМ-4] (заполненный, пронумерованный, прошнурованный);

·               журнал учета вызовов технических специалистов [форма КМ-8] (заполненный, ронумерованный, прошнурованный);

·               доверенность (в случае если документы подаются не должностными лицами, указанными в заявлении);

·               чек с показаниями счетчиков (если необходима регистрация ККМ, которая ранее находилась в эксплуатации).

Также регистрация ККМ требует предоставления документов, подтверждающие официальное приобретение ККМ (счет, счет-фактура, накладная, приходно-кассовый ордер, контрольно-кассовый чек — в случае приобретения ККМ за наличный расчет или счет, счет-фактура, накладная, уведомление о банковском переводе — за безналичный).

Документы, указанные в пунктах 6, 7 заполняются в соответствии с порядком регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККМ в налоговых органах г. Москвы. Бланки документов, которые вам придется заполнить, если вам предстоит процедура регистрации ККМ (приложение №1, №3), необходимо получить в ИФНС (отдел регистрации ККМ) по месту регистрации юридического лица или предпринимателя.

Сообщаем: по закону кассы не могут эксплуатироваться более 7 лет с момента ввода в эксплуатацию, если у вас касса находится в эксплуатации более 7 лет, просьба обратиться в ваше ЦТО для снятия её (их) с учета.